Перечень часто задаваемых вопросов
Согласно пункту 13 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014г. № 571 (далее – Положение), в случае принятия наследства задолженность по плате за жилищно-коммунальные услуги и (или) плате за пользование жилым помещением погашают наследники в порядке, установленном в статье 1086 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
При этом плата за жилищно-коммунальные услуги, подлежащая внесению наследниками, принявшими жилое помещение в составе наследства, рассчитывается по субсидируемым тарифам для населения без начисления пеней до получения свидетельства о праве на наследство, но не более семи месяцев со дня открытия наследства.
Согласно статье 1086 Гражданского кодекса Республики Беларусь каждый из наследников, принявших наследство, отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему имущества.
Обязанностью собственника жилого помещения является внесение платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе за капитальный ремонт (статьи 29, 31 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Учитывая вышеизложенное, обязанностью (долгом) собственника жилого помещения является внесение платы за жилищно-коммунальные услуги. После смерти собственника жилого помещения данная обязанность (долг) переходит в соответствии с нормами действующего законодательства к его наследникам.
Таким образом, наследник жилого помещения, должен вносить плату за жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 34 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571, плата за теплоснабжение(отопление) жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, оборудованных приборами индивидуального учета тепловой энергии или распределителями тепла на отопительных приборах, осуществляется за каждый истекший месяц отопительного периода по показаниям прибора группового учета тепловой энергии в соответствии с заключенными договорами и с учетом доли расходов на отопление мест общего пользования.
После окончания отопительного периода производится перерасчет платы исходя из показаний распределителей тепла и приборов индивидуального учета расхода тепловой энергии.
Порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги определен Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Положение), согласно пункту 50 которого плата за техническое обслуживание лифта по субсидируемым тарифам для населения вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг — гражданами, проживающими на этаже, на котором расположена вторая остановочная площадка лифта, и выше, с учетом конструктивных особенностей расположения остановочных площадок лифта и количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, а также имеющих право владения и пользования жилым помещением коммерческого использования, частного жилищного фонда по договорам найма или договорам лизинга жилого помещения (при условии предоставления исполнителю копии договора найма или договора лизинга жилого помещения), за исключением детей до семи лет, а также граждан, которые по состоянию здоровья не могут пользоваться лифтом, по перечню, устанавливаемому Министерством здравоохранения.
Таким образом, Положением определено, что плата за пользование лифтом взимается не с граждан, проживающих на втором этаже многоквартирного жилого дома, а с граждан, проживающих на этаже, на котором расположена вторая остановочная площадка лифта и работает кнопка вызова лифта, и выше.
Согласно пункту 362 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014г. № 571,плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации) в жилых домах (жилых и нежилых помещениях), не оснащенных приборами индивидуального учета расхода воды, взимается с плательщиков жилищно-коммунальных услуг исходя из норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.
При отсутствии проживающих (зарегистрированных по месту жительства) граждан, а также принятия жилого помещения в составе наследства, но не более семи месяцев со дня открытия наследства, и (или) использовании жилого помещения для осуществления деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания, количество израсходованной воды в жилых помещениях, не оснащенных приборами индивидуального учета расхода воды, определяется исходя из норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, и условного количества граждан:
определенного путем деления общей площади жилого помещения на 20 кв. метров с учетом округления в меньшую сторону до целого числа;
равного одному при общей площади жилого помещения менее 20 кв. метров.
На основании вышеизложенного, в случае отсутствия прибора индивидуального учета расхода воды и зарегистрированных граждан в жилом помещении начисление платы за водоснабжение в таком случае осуществляется на основании норм водопотребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, условного количества граждан и тарифа, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.
Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014г. № 571, определен порядок начисления платы за услуги горячего водоснабжения (подогрев воды).
Установленный порядок расчетов с гражданами за подогрев воды учитывает расход тепловой энергии, как на подогрев воды, так и отданной регистрами полотенцесушителей в ванных комнатах.
При разработке Положения Минжилкомхозом совместно со всеми заинтересованными органами государственного управления прорабатывался вопрос определения количества тепловой энергии, потребляемой полотенцесушителями.Однако было признано нецелесообразным установление расчетного норматива расхода тепловой энергии на обогрев ванных комнат полотенцесушителями.
Согласно нормам Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014г. № 571 (далее – Положение), начисление платы по субсидируемым тарифам для населения за жилищно-коммунальные услуги осуществляется гражданам, зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении.
Данная норма обусловлена тем, что, установив тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, которые значительно ниже фактических расходов, государством оказывается гражданам своего рода поддержка по их оплате. Вместе с тем данная поддержка определена лишь в пределах определенных норм (нормативов) и только в одном жилом помещении, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, что, в свою очередь, способствует нормированию распределения бюджетных средств, устанавливая социальную справедливость в оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом граждан не ограничивают ни в выборе места жительства, ни в правах собственности на жилые помещения и осуществления сделок с ними.
Согласно пункту 12 Положения плата за техническое обслуживание, газо-, электро- и теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, горячее водоснабжение вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг, в случае наличия у плательщика жилищно-коммунальных услуг — гражданина в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений (долей в праве общей собственности на жилые помещения) и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства граждан.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, при отсутствии в жилом помещении граждан, зарегистрированных по месту жительства, начисление платы за указанные жилищно-коммунальные услуги производится по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.